Конспект ОД «Море»

Ход занятия

  • Организационный момент: Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас душевное тепло ваших друзей.

Воспитатель.

Сегодня я хочу  пригласить вас  в необычное путешествие.

(Воспитатель берет глобус.)

А вот мой помощник. Ребята, что это?

Дети.  Глобус.

Воспитатель.

Какого цвета глобус?  Разноцветный. А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? (Потому что голубого цвета на глобусе больше, чем зеленого и коричневого.)

Воспитатель.

Что означает голубой цвет на глобусе?( Ответы детей)

Голубым  цветом  на глобусе обозначены моря и океаны, озера и реки.

Воспитатель.

все моря и океаны очень глубоки. Мы с вами еще никогда  не видели  подводный мир и его обитателей. Сейчас предлагаю вам отправиться в увлекательное  подводное путешествие. Хотите побывать в удивительном  подводном царстве?

Дети: Да.

Воспитатель. До моря ещё нужно дойти, поэтому поскорее отправляемся в путь.
Разминка.

Воспитатель.  Сначала идем по ровной дорожке, потом по извилистой тропинке. Внимание: высокая трава, поднимайте выше колени. Впереди каменистая дорожка идем на пятках, руки за спиной. Ой, песок горячий – идем на носках.

  • Ходьба (ровная дорожка).
  • змейкой (извилистая дорожка).
  • Ходьба с высоким подниманием коленей (высокая трава).
  • Ходьба на пятках, руки за спиной (каменистая дорожка).
  • Ходьба на носках, руки вверх (по горячему песочку).
  • Ходьба (ровная дорожка).

— Мы  вышли к морю.  Слышите? Это голос моря. (Запись шума моря)

Дыхательное упражнение «Морской воздух»

Подышим прохладным морским воздухом.   ( руки поднять– вдох,  опустить вниз – выдох).

Воспитатель. Поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слово наоборот.

Вода — теплая,  вода – холодная

Вода — прозрачная, вода — мутная

Вода – мокрая, вода — …

Колодезная вода – пресная, а  морская вода – соленая.

Вода зимой в море — холодная, а  летом — теплая

Воспитатель. Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель. Пришло время познакомиться с подводным миром.
Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке.  Я буду капитаном. Приглашаю вас занять места. (Дети занимают места на стульчиках)

Лодка готова к погружению.

Морские волны качают её (наклоны в стороны).  На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх).

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже  подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает  и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ слайда. Кто же это? (Синий кит). 

(Информация про синего кита)

Самые длинные, самые тяжелые, издающие самые громкие звуки животные нашей планеты — киты. Именно они обладают самым большим мозгом. Совершают самые продолжительные и дальние путешествия. Некоторые из них могут не спать на протяжении трех месяцев и не есть больше чем полгода . Они дышат воздухом через дыхала — отверстия, расположенные в верхней части головы. У них даже есть чуть-чуть волос.
— Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ слайда).  Да это же …(дельфин).

(Информация про дельфина).

«Дельфин»-«детеныш» на древнегреческом языке.

Живет дельфин в теплых водах Атлантического океана.

Кожа у дельфинов водонепроницаемая. Она не впитывает жидкость. Гладкая кожа помогает животным быстро передвигаются в воде.

Рыба машет хвостом из стороны в сторону, а дельфин-

вверх-вниз.

Дельфин дышит через отверстие на голове — дыхало.

Он может вдыхать, не высовывая из воды всю голову.

В пасти дельфинов 120-160 мелких зубов. Звери заглатывают пищу целиком, почти не пережевывая. Зубы им нужны, чтобы захватывать добычу. Основная пища-различная рыба, а также медузы и кальмары.

Мозг у них в 4-5 раз больше, чем у животных такого же размера. Когда  он спит, одно полушарие его мозга бодрствует. Так животное следит за тем, чтобы к нему не подкрались враги.

У дельфинов отличное зрение и чуткий слух.

С людьми у дельфинов сложились особые отношения. Звери

даже помогали тонущим морякам добраться до берега, помогают

людям рыбачить, загоняя в сети косяки рыб, иногда плавают за рыболовными судами и выпрашивают еду.

Киты и  дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух.

Погружение продолжается.

— Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (Нет.У человека нет жабр). Как же можно путешествовать по морскому дну? (Надеть акваланги, водолазные костюмы). Выберите себе водолазный костюм (обруч), надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из подводной лодки. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. – (слайд морская зведа). Ребята,  кто же это катится по морскому дну? (слайд). Да это же морской ёж. У нас в группе есть мячи похожие на морских ежей.

(Показ массажного мячика)

Массаж рук.

— Ребята, нам пора возвращаться к подводной лодке. Идём  к тому месту, где оставили лодку, снимаем акваланги и водолазные костюмы, садимся на свои места. Мы начинаем подниматься на поверхность. А во время подъема предлагаю вам поиграть в игру «Угадайку».

Вопросы:

  1. Без чего не бывает моря? (без воды)
  1. Какое самое большое животное в море? (синий кит)
  1. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
  1. Этот зверь клыкастый,
    Вместо ног — ласты,
    Хвост по льду волочится,
    Мороза зверь не боится.

(Морж)

  1. Над морской звездой победу,
    Соревнуясь, одержал:
    За минуту я два метра
    На иголках пробежал.

(Морской еж)

Воспитатель.

Выходите на берег.

Ребята, послушайте, чайки заволновались (крик чаек). Наверное, в море беда. Посмотрите, к нам плывет дельфин, и как будто жалуется на что-то.

 

(Воспитатель выставляет плакат с загрязненным морем и обращает внимание детей, что действительно беда, плавает мусор, нефтяные пятна, бутылки, бумага, банки консервные.) Море в опасности. Киты стали реже встречаться, меньше попадает рыбы в рыболовные сети, исчезают стаи  дельфинов.

 

Воспитатель. Ребята, вам нравится море, вы любите его. (Ответы детей)

А человек, что любит, то и оберегает. И мы с вами сегодня поможем дельфину, очистим море от мусора.  Ребята, подходите  к плакату и снимите  мусор, складывая в мусорный пакет.)

Воспитатель.

Вот и ожило наше море, а вместе с нашим дельфином приплыла целая стая его друзей. (Воспитатель раздает альбомные листы с нанесенным контуром дельфина и предлагает детям выполнить штриховку, как показывают стрелки.) Игровое упражнение «Заштрихуй дельфина» (развитие мелкой моторики)

 

Воспитатель.

Вот и закончилось наше с вами морское путешествие. Давайте вспомним что нового, интересного мы с вами сегодня узнали. (Ответы детей.)

 

Воспитатель.

Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отбросов нефти. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как? Устраивают морские заповедники, «морские дворики». Корабли мусорщики, корабли — нефтесборщики помогают очищать морские глубины, сохраняя их для будущих поколений. Море — это украшение нашей земли.

Вам понравилось путешествие?

  • Если вам было интересно, то вы выберите большую ракушку.
  • Если вам было не интересно,  возьмите  маленькую ракушку.

Ваши ракушки поместим тоже в  наше море.