Конспект ОД «Лес»

Цели и задачи:

  • Формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы.
  • Расширять представления детей о приспособлении животных к зиме.
  • Упражнять в умении определять общий звук в предложенных словах и его местоположение.
  • Упражнять в умении делить слова на слоги.
  • Учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление.
  • Учить подбирать рифмованные слова.
  • Развивать умение подбирать слова-антонимы.
  • Создание у детей эмоционально-положительного настроя.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Развиватьвоображения в игровых ситуациях.

Воспитатель:

Дорогие ребята, здравствуйте! Я —  корреспондент  газеты «Гурьевские Вести» Альсина Фанизовна. Вчера от редакции я получила задание – сделать фоторепортаж из зимнего леса. Ребята,  я прошу вас помочь мне. Вы хотите стать юными корреспондентами? (ответы детей, раздать фотоаппараты)

Воспитатель:

Мы  отправляемся в зимний лес, чтобы рассказать читателям нашей газеты про природу зимнего леса и выяснить, появились ли первые признаки его пробуждения. Согласны?

Я предлагаю отправиться на лыжах. Одеваем лыжи. Сначала на одну ногу, затем на другую. Берем в руки лыжные палки. Готовы?!  Возьмем с собой хорошее настроение.  Вперед! (дети имитируют бег на лыжах)

Ух ты, зимушка – зима, закружила, замела. Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).

Слайд. Лес.

Воспитатель:

Вот мы и в лесу.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)

А вы хотите сфотографировать зимний лес? А как можно подписать эту фотографию? (Ответы детей: зимний лес, заснеженный лес, зима в лесу и т.д )

Подумайте, какие слова можно сказать про зиму, какая она?
(Ответы детей: снежная, вьюжная, морозная, холодная и т.д.)

Дыхательная гимнастика (свежий лесной воздух)

Воспитатель:

Тишина в зимнем лесу, и какой замечательный морозный воздух! А какая свежесть! Давайте подышим.

Делаем глубокий вдох, выдох (3 раза)

Воспитатель:
Смотрите, ребята, у меня снежный ком, поиграем с ним. Я буду называть слова, а  кому я брошу снежок  называет слова антонимы, слова  противоположные по значению, например большой — маленький

толстый — тонкий,

грустный — веселый:
теплый – холодный

белый — черный

легкий — тяжелый

хороший – плохой

кислый – сладкий,

худой – толстый

шершавый – гладкий.
Воспитатель:
Пора отдохнуть. Садитесь на коврики.

Ребята, а кого мы можем встретить в зимнем лесу? (Ответы детей: диких животных, птиц).

Я предлагаю поиграть в игру  «Четвертый лишний». (Развитие мышления).

Посмотрите на слайды (на слайдах картинки животных).

Назовите кто здесь изображен?

Слайд

1.Лиса – белка – корова – лось.
   Какое животное лишнее и почему?  ( проверка компьютера)

Слайд

  1. Заяц – волк – жираф – медведь. ( проверка компьютера)

Слайд

  1. Сорока-снегирь-дятел- аист( проверка компьютера)

Воспитатель:

Да, в лесу живёт много животных, но сейчас они все попрятались.

Здравствуй лес, волшебный лес
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится —
Что за зверь? какая птица!
Все открой, не утаи
Ты же знаешь, мы свои.

Давайте внимательно посмотрим по сторонам:

 

Кто сидит за ветками елки ? Это животное покажется, если вы отгадаете загадку. И тогда мы сможем сфотографировать его.

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу… (Белка)

Слайд. Белка.

Воспитатель: хвост у белки, как парашют. К зиме у белки вырастает густая, пушистая белая шубка.
Где прячется белка от стужи? (В гнезде.)

Как устроено гнездо? Делает сама из прутиков, веточек круглое гнездо, есть лазейка. Утепляет внутри сухой травой, пухом, мхом. Очень тёплое гнездо. Не страшен белке ни мороз, ни ветер. Закроет лазейку подстилкой, хвостиком закроется и спит.
Чем питается белочка зимой? (Грибами, шишками, орехами, желудями.) Недалеко от своего гнезда устраивает кладовку на старом дупле. Хранит там орехи, жёлуди, шишки. Белка запасливая.

Воспитатель:

Кто там за деревом прячется? Мы увидим его если отгадаем загадку

Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный… (Волк)

Слайд. Волк

Волк никого не боится. У него сильные ноги, острые зубы, хорошо видит в темноте. Волки живут в логове, в овраге

Воспитатель:

Встречаются в наших лесах и кабаны.

Мы сможем сфотографировать кабана,  если выполните задание

 

«Здесь заданье для умных, смышленых ребят,
Почему здесь картинки все вместе стоят?
Может этот вопрос вас затрудняет,
Ну, подумайте, что их объединяет?»

 

Слайд с изображениями: белка, волк, кабан

Ребята,  назовите,  кто изображен на слайде. (Ответы детей: белка, волк, кабан)

Дети называют все слова, отмечают, что все они живут в лесу и имеют общий звук (к).
— Но нам надо не только выделить общий звук, но и определить его место в слове.

Слайд (кабан)

Кто изображен на слайде? (кабан)

Где находится звук К в слове кабан?  В начале, в середине или конце слова? Как ты (имя ребенка)думаешь? А как ты (имя ребенка)?

Молодцы!  Звук К находится в начале слова. В карточках, которые  лежат у вас на столах, с помощью фишки  отметьте расположение звука К в слове кабан. Внимание на экран: проверьте, правильно ли выполнили задание.

Слайд (белка)

Кто изображен на слайде? (белка)

В карточках с помощью фишки  отметьте расположение звука К в слове белка. Кто справился поднимите руку. (воспитатель следит за выполнением работы, помогает тем, кто испытывает затруднение). Внимание на экран: проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Все справились? Кому нужна помощь? Где находится звук К в слове белка? Правильно, в середине слова. Поэтому фишку поставили  во вторую клетку.

Слайд (волк)

Кто изображен на следующем слайде?

Это задание выполните самостоятельно. Подумайте где находится звук К в слове волк и отметьте положение в карточке. Кто справился, поднимите руку. Внимание на экран: проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Все справились?

Задание выполнено. Сфотографируйте кабана.

Дальше в путь.

Воспитатель:

Кто под сугробом прячется?

 

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой… (Медведь)

Хозяин леса строгий,
Но любит поиграть,
И предлагает вам, ребята,
Слова зарифмовать».
(Открываю демонстрационное пособие «Звуковые часы»)

По кругу расположены картинки. Назовите, кто  изображен на них. С помощью стрелочек, которые установлены в центре, надо подобрать слова, схожие по звучанию. Например, если стрелка1 указывает на белку , тогда я ставлю  стрелку 2 на похожее по звучанию слово, на тарелку.
белка — тарелка

Теперь 1 стрелку поставлю на эту картинку  (рак), то как вы думаете, какое слово будет близким по звучанию ? (если ребенок ответил правильно, то он устанавливает вторую стрелку

Лиса-коса

Шишка-мишка

Белка-стрелка

Тюлень-олень

Рак – мак,

Песок – носок,

Ракушка – лягушка

 

Слайд медведь в берлоге.

Воспитатель:

Внимание! Где же медведь? (Возможны ответы детей) Он спит в берлоге. Под большой толстой корягой медведь устраивает себе берлогу. Медведь утепляет берлогу еловыми ветками, корой, стелет мох, сухие листья. Постепенно берлогу заметает снегом. Получается большой сугроб.

Воспитатель:

А какой сейчас месяц. Февраль. Это последней месяц зимы.

Февраль — перевал зимы на весну.

Стоят последние морозы с колючими февральскими метелями.

Но солнце уже на весну работает.

В феврале начинается небольшое оживление среди животных. В феврале у медведя меняется на лапах кожа. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу. У нас появилась редкая возможность сфотографировать медведя. Слайд медведь проснулся

Когда пригревает солнышко, могут проснуться и ежи. Но сейчас он еще спит в норке. У нас есть мячи похожие на  ежей.

(Показ массажного мячика)

Массаж рук (2 раза).

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

 

Воспитатель:

 Слышите, как раскричались зимующие птицы?

Вы узнали, кто это трещит? Сорока. Она нам покажется, если слово сорока поделим на слоги с помощью хлопков. Сколько слогов в слове сорока. (полный ответ: В слове сорока три слога)

А сейчас чья песенка прозвучала? Синица. Она нам покажется, если слово синица поделим на слоги с помощью хлопков. Сколько слогов в слове синица. (полный ответ)

А кто это стучит? Дятел. Посчитайте сколько слогов в слове дятел. (полный ответ)

Пора возвращаться. Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах). Вот мы и в детском саду. Снимаем лыжи.

Воспитатель:

О ком и что ты хочешь рассказать читателям нашей газеты?

А кто хочет рассказать о встрече с белочкой.

Каких птиц мы встретили в зимнем лесу?

У меня для вас приготовлен сюрприз: подарки из леса (корзинка с шишками)

Если вам понравилось наше путешествие по зимнему лесу возьмите большую шишку, если не понравилось – маленькую.