Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир
Кашина Наталья Михайловна
Образование: среднее-специальное. Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова.
Стаж педагогической работы — 17 лет
- Достижения
- Достижения воспитанников
- Методическая копилка
- Проектная деятельность
- Консультации
- Фотогаллерея
- Ссылки
Эссе «Моя педагогическая философия» «Умение воспитывать — это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». А. С. Макаренко
В чём заключается моя педагогическая философия? Да кто знает суть этой философии? Ведь для меня, как для воспитателя, философия состоит в том: ждут меня дети или нет, спрашивают обо мне, когда я в отпуске или на выходном, помнят, что я вчера обещала принести новую сказку, похвастаются ли каким — то, хоть маленьким, но достижением?Да, конечно, есть много высказываний и умных мыслей великих людей, педагогов, писателей на тему педагогики и воспитания. И, конечно, я с ними согласна! Как можно, например, не согласиться со словами Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А это высказывание английского писателя С. Смайлса : «Воспитание- есть дело авторитета и уважения.» И ещё у Островского : «Воспитывая других, мы –воспитываем прежде всего самих себя».
Уже давно существуют понятия философия и педагогика, да ведь по сути дела- каждый воспитатель — философ. Воспитатель сам решает каждый день и каждую минуту, как ему поступить в той или иной ситуации. А реакция детей, их глаза, слова, поступки подскажут всё остальное.
Воспитатель — это не просто профессия, это состояние души. В нашей профессии, я думаю, случайные люди надолго не задерживаются. Таких случайных людей злит любая мелочь, любая «неправильность» в поведении детей: разбил чашку, сломал игрушку, вовремя не съел кашу и т.д. Да, меня тоже что — то может раздражать, ведь все мы –люди…. Сделаешь замечание, а потом: «Аня, иди сюда, что — то расскажу!», « Ох, горе ты моё луковое, иди уж, пожалею!» и так бесконечно. Обидеть ребёнка легче всего, а вот потом…заслужить его прощения…
Я люблю каждого из своих воспитанников. Они приходят в группу такими маленькими, и на протяжении нескольких лет я осторожно прикасаюсь к детским душам, стараюсь увидеть и развить то главное, что заложено в каждом. Ежедневный кропотливый труд дает свои плоды, а как можно не любить созданное тобой! И чем сложнее, проблемнее ребенок, тем больше душевных затрат требует он, тем сильнее привязываешься к нему.
У каждого педагога есть свой педагогический принцип. В чём же заключается мой? Наверное, в том, чтобы помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение, чтобы ребёнок умел любить и уважать окружающих.
Многие думают, что профессия воспитателя очень легка и проста: одеть, покормить, развлечь. И даже не задумываются, что пока родители на работе, воспитатель становится «мамочкой». Моя задача не просто удовлетворить физические потребности ребенка, но и создать условия, чтобы ребенок почувствовал себя счастливым. Каждый мой день — это тяжелый психологический и физический труд. И я нисколько не жалею, а горжусь тем, что я воспитатель детского сада!
Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей — «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам. Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.
В работе воспитателя много сложностей. Часто бывает трудно. Но когда утром к тебе радостно бегут дети, когда слышишь, как они хвастаются родителям новыми знаниями, когда видишь эту чистоту и непосредственность в каждом маленьком человечке , понимаешь, что не ошиблась в выборе профессии. Мне кажется, такой эмоциональной отдачи больше не дает ни одна специальность. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее.
Для ребёнка в детском саду очень важны комфорт и уют. Всё это создаёт не только один воспитатель, а весь коллектив. В нём я нашла друзей и союзников. Единство идей и духа, взаимное доверие и совместная любовь к детям, взаимопомощь и творчество связали нас. Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их достояние, их способ жизни. Воспитатели носят в своём сердце духовный «заряд» и «душевный жар». Только такие люди зажигают мощное пламя в душах малышей. Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.
Взаимопонимание должно быть не только в коллективе, но и с родителями, с которыми нужно уметь работать. Чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствовать поддержку родителей. Ведь любовь к ребёнку объединяет, даёт толчок к самосовершенствованию родителей и воспитателя.
Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.
Так что же всё — таки такое педагогическая философия? Может быть просто то, что другой профессии мне и не надо?!