Кашина Наталья Михайловна

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир     

_4

Кашина Наталья Михайловна

 Воспитатель

Образование: среднее-специальное. Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова.

Стаж педагогической работы 17 лет

Эссе «Моя педагогическая философия»                                                                   «Умение воспитывать — это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины».                                                                                     А. С. Макаренко

В чём заключается моя педагогическая философия?  Да кто знает суть этой философии? Ведь для меня, как для воспитателя,   философия состоит в  том:  ждут меня дети или нет, спрашивают обо мне, когда я в отпуске или на выходном, помнят, что я вчера  обещала принести новую сказку, похвастаются ли каким —  то, хоть маленьким, но достижением?

Да, конечно, есть много высказываний и умных мыслей великих людей, педагогов, писателей на тему педагогики и воспитания. И, конечно, я с ними согласна! Как можно, например, не согласиться со словами Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А это высказывание английского писателя  С. Смайлса : «Воспитание- есть дело авторитета и уважения.» И ещё у Островского : «Воспитывая других, мы –воспитываем прежде всего самих себя».

Уже   давно существуют  понятия философия и педагогика, да ведь по сути дела- каждый воспитатель — философ. Воспитатель сам решает каждый день и каждую минуту, как ему поступить в той или иной ситуации. А реакция детей, их глаза, слова, поступки  подскажут всё остальное.

Воспитатель — это не просто профессия, это состояние души. В нашей профессии, я думаю, случайные люди надолго не задерживаются. Таких случайных людей злит любая мелочь, любая  «неправильность»  в поведении детей: разбил чашку, сломал игрушку, вовремя не съел кашу и т.д.   Да, меня тоже что —  то может раздражать, ведь все мы –люди…. Сделаешь замечание, а потом: «Аня, иди сюда, что — то расскажу!», « Ох, горе ты моё луковое, иди уж, пожалею!»  и так  бесконечно.  Обидеть ребёнка легче всего, а вот потом…заслужить его прощения…

Я люблю каждого из своих воспитанников. Они приходят в группу такими маленькими, и на протяжении нескольких лет я осторожно прикасаюсь к детским душам, стараюсь увидеть и развить то главное, что заложено в каждом. Ежедневный кропотливый труд дает свои плоды, а как можно не любить созданное тобой! И чем сложнее, проблемнее ребенок, тем больше душевных затрат требует он, тем сильнее привязываешься к нему.

У каждого педагога есть свой педагогический принцип. В чём же заключается мой?  Наверное, в том, чтобы  помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение, чтобы ребёнок умел любить и уважать окружающих.

  Многие думают, что профессия воспитателя очень легка и проста: одеть, покормить, развлечь. И даже не задумываются, что пока родители на работе, воспитатель становится «мамочкой».  Моя  задача не просто удовлетворить физические потребности ребенка, но и создать условия, чтобы ребенок почувствовал себя счастливым. Каждый  мой день  — это тяжелый психологический и физический труд. И я нисколько не жалею, а горжусь тем, что я воспитатель детского сада!

        Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей — «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.  Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать.  Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми. 

        В работе воспитателя много сложностей.  Часто бывает  трудно. Но когда утром к тебе радостно бегут дети, когда слышишь, как они хвастаются родителям новыми знаниями, когда видишь эту чистоту и непосредственность в каждом маленьком человечке , понимаешь, что не ошиблась в выборе профессии. Мне кажется, такой эмоциональной отдачи больше не дает ни одна специальность. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. 

        Для ребёнка в детском саду очень важны комфорт и уют. Всё это создаёт не только один воспитатель, а весь коллектив. В нём я нашла друзей и союзников. Единство идей и духа, взаимное доверие и совместная любовь к детям, взаимопомощь и творчество связали нас. Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их достояние, их способ жизни. Воспитатели носят в своём сердце духовный «заряд» и «душевный жар». Только такие люди зажигают мощное пламя в душах малышей. Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.

        Взаимопонимание должно быть не только в коллективе, но и с родителями, с которыми нужно уметь работать. Чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствовать поддержку родителей. Ведь любовь к ребёнку объединяет, даёт толчок к самосовершенствованию родителей и воспитателя.

        Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне, здороваются,  делятся своими новостями и достижениями.

        Так что же всё —  таки  такое педагогическая философия? Может быть просто то, что другой профессии мне и не надо?!